ОмГУ » Драматический театр » Метод реалистического изображения нравов
Метод реалистического изображения нравов
Фонвизин, вырабатывая метод реалистического изображения нравов и характеров, не ограничивается созданием остросатирического образа «русского-парижанца», а пытается установить причины возникновения дворянского «чужебесия». Фонвизин показывает, что характер Ивана - результат неправильного воспитания. Сын невежественных родителей, Иван воспитывался во французском пансионе, содержателем которого был французский кучер, а завершением его «воспитания» явилось пятнадцатинедельное пребывание в Париже, во время которого Иван «изучал» правы и моды парижских щеголей. К Ивану можно применить напечатанное в журнале «Трутень» сообщение: «Молодого российского поросенка, которой ездил по чужим землям для просвещения своего разума и которой, объездив с пользою, возвратился уже совершенно свиньею, желающие смотреть могут его видеть безденежно по многим улицам сего города» .
Типичность образа Ивана подтверждается сатирическим портретом щеголя-волокиты из очерка Новикова в журнале «Живописец»: «Моя наука состоит в том, чтобы уметь одеваться со вкусом, чесать волосы по моде, говорить всякий трогающий безделки, воздыхать кстати, хохотать громко, сидеть разбросана, иметь приятный вид, пленяющую походку, быть совсем развязана, в беседе со щеголихами бываю я волен до наглости, смел до бесстыдства, жив до дерзости Необходимо также должен я уметь портить русской язык и говорить нынешним щегольским женским наречием, ибо в наше время почитается его за одно не из последних достоинств в любовном упражнении».
Изображение дворянской галломании и развращенности дополняется образом жеманной, невежественной и лживой советницы, воспитанной на чтении французских любовных романов. Презирая русских и называя крепостных «скотиной», она так же, как Иван, говорит о своем преклонении перед всем французским. Тоскуя в деревне, где ей не с кем «амуриться», она проводит время у туалета, примеряя модные уборы, и в гаданье на картах.
О верности сатирического портрета модной «щеголихи» говорит напечатанная в 1780 году в «Санктпетербургском вестнике» эпиграмма «На некоторую зрительницу комедии Бригадира»: