ОмГУ » Драматический театр » Драматургическая деятельность Фонвизина
Драматургическая деятельность Фонвизина
О, о! Мне кажется, уж это слишком строго! Какую бедную крестьяне жизнь ведут, Коль грабят их и те, которым предан суд!..
Стремясь придать национальный колорит фигуре крестьянина, Фонвизин подчеркивает в его речи диалектные особенности произношения.
В то же время социальная значительность образа крестьянина снижается тем, что Фонвизин придает ему черты комического персонажа, следуя в этом традициям классицизма. Установка на комический эффект появления смешного персонажа видна в реплике Андрея при выходе крестьянина на сцену: «Какое странное и глупое лицо!»
Беглым, но ярким эскизом картины поместных нравов, данной позднее автором «Бригадира» и «Недоросля», являются слова Андрея о провинциальных помещиках:
У коих,- есть ли кто моей поверит справке,- Подобно как они, и разумы в отставке.
Размножился у нас таких невежей род: Тут нельзя разобрать с крестьянами господ! Иной из них, служа и телеси и духу, Во здравие свое до смерти гнет сивуху; Иной и день и ночь, пролив; струями пот, Гоняясь за скотом, и сам бывает скот, И лучшие из них равняются со пнями; Кто много хвастает своими деревнями, Считая то за верх блаженства своего, Чтоб ночь проспать, а днем не делать ничего.
В комедии говорится не только о невежественных провинциальных помещиках, но и о «больших господах», от которых зависят судьбы других людей. Герою драмы Кориону «противен двор», он хочет быть «свободным человеком» и не может жить так, как советует ему хорошо знающий нравы «света» Андрей:
Вам счастья своего недолго будет ждать, Коль станете во всем вы знатным угождать: Известны вам самим больших господ законы, Что жалуют они нижайшие поклоны; Умножьте вы число особою своей Стоящих с трепетом в передней их людей.
Фонвизин скоро отказывается от «перелагательного» метода, пользуясь которым нельзя было создать подлинно национальную русскую комедию. Во второй половине 60-х годов творчество Фонвизина развивается под сильным влиянием передовой сатирической журналистики, которая ставила острые социальные проблемы, привлекая для этого богатый жизненный материал.