ОмГУ » Драматический театр » Борьба за сохранение дворянского государства
Борьба за сохранение дворянского государства
С наибольшей полнотой сущность дворянской «слезной драмы» проявилась в пьесах П. С. Потемкина - родственника всесильного фаворита Екатерины II.
«Слезные драмы» Хераскова при всем консервативно-охранительном характере их морали, проповедующей христианское смирение и покорность, были все же проникнуты сочувствием к страданиям «несчастных» и «гонимых» людей. Весь же идейный пафос драматических произведений Потемкина заключается в прославлении добродетелей русского дворянства. Проблематика «слезных драм» Потемкина связана с теми декларациями о дворянстве, которые были высказаны Екатериной II в ее «Наказе комиссии о составлении проекта нового Уложения». Екатерина заявляла, что дворяне - это люди, которые «добродетельнее других» и имеют большие заслуги перед обществом. Так, дворянские «военные добродетели необходимо нужны ко пребыванию и сохранению государства». На эту тему написана драма Потемкина «Россы в Архипелаге». Это злободневная политическая пьеса, изображающая одно из важнейших событий русско-турецкой войны 1768-1774 годов - сражение при Чесме. Победа, одержанная благодаря патриотизму и храбрости русских моряков и искусству русских флотоводцев Г. А. Спиридова и С. К. Грейга, в пьесе Потемкина приписывается гению императрицы и «военным добродетелям» графа Алексея Орлова, брата екатерининского фаворита. В начале пьесы Орлов, обращаясь к своим соратникам, призывает:
Явим достойными себя ЕКАТЕРИНЫ.
Кончается драма словами:
Монархиня! Твоя премудрость возмогла На все высокие нас возбудить дела.
Черты сентиментализма проявляются в драме в повышенной чувствительности ее героев и в особенности Алексея Орлова, который изображен не только мудрым полководцем, но и нежным братом. Он не только побеждает в сражениях, но стремится «добродетелью пленить сердца врагов».