ОмГУ » Драматический театр » Возвращение в родительский дом Пульхерия
Возвращение в родительский дом Пульхерия
Борьба за сохранение дворянского государства облекается в формы защиты всего, что дорого человечеству. «Невинность, красота, достоинства, оскорбленные врагами человечества, от руки моей восстановление получают», - говорит Милой. Наиболее жизненны и достоверны образы тех дворян и чиновников, которые во время крестьянской войны проявили трусость, эгоизм и нерадивость, нарушая этим законы дворянской чести и добродетели, а также долг по отношению к монарху и государству. Таков воевода Трусицкий, который бежал от отрядов Пугачева, бросив порученный ему город. Читая полученный им запрос: «Для чего? какой ради причины? в силу каких указов оной воевода Аверкий Трусицкий в приближение злодейское к его городу самовольно отлучился?» - Трусицкий только смеется. «Мудрено отгадать!., и дурак скажет, что трусости ради», - говорит он цинично. Сатирически изображены в драме и типы уездных помещиков, вроде владельца сельца Тунеядова, отставного фендрика (прапорщика) Пантелея Лежебокова, высеченного своими крестьянами, или пятидесятилетнего недоросля пьяницы Капелькина.
Главным критерием оценки действующих лиц для автора является их поведение в те дни, когда крестьянские войны угрожали дворянскому государству. Разоблачая и осмеивая бежавших от «мятежников» воеводу Трусицкого и отставного фендрика Лежебокова, Веревкин отказывается от сатирической резкости в изображении плута и взяточника воеводского секретаря Удальцова, который во главе инвалидной команды отбил атаки пугачевских войск на город. Сочувственно и в то же время с оттенком юмора показывает
Веревкин и самих инвалидов, верных солдатской присяге: безногого, по имени Копье, хромого Булата и однорукого Усыню.
В репертуар театров драма Веревкина не вошла. После окончания крестьянской войны правительство и дворянство не были заинтересованы в напоминании о страшных для дворянской России днях «пугачевщины». Ни в государственном театре в Петербурге, ни в Петровском театре пьеса Веревкина не ставилась. Даже издана комедия «Точь-в-точь» была лишь в 1785 году, когда изображенные в ней события уже несколько утратили свою волнующую злободневность. Выход пьесы в свет, очевидно, привлек внимание любителей театра. Имеются сведения о постановке ее в крепостном театре графа Воронцова.