ОмГУ » Драматический театр » «Точь-в-точь»
«Точь-в-точь»
Веревкин дает ответ на вопрос о причинах восстания и его первоначальных успехов и неизбежности его поражения. И для того чтобы дать такой ответ, он вводит в свою пьесу ряд достоверных примет реальной жизни, убеждая зрителей или читателей в точности изображаемых событий. Отсюда и название пьесы.
И наряду с тем, как и в предыдущей драме, главными действующими лицами пьесы являются добродетельные герои, поступки которых должны вызывать у зрителей слезы умиления.
Герой пьесы, молодой офицер Воин Милой, охвачен «страстью» к дочери воеводы Трусицкого Пульхерии, отвечающей ему взаимностью. Но для добродетельных героев драмы выше их личного счастья стоит сознание гражданского долга: Пульхерия согласна стать женой Милого, «одного ж не прежде, как по совершенном укрощении мятежей», потому что «каждому, прямо честному человеку, позорно и мыслить о браках и о любовных забавах, когда кровь благороженных его соотечественников проливается». Идеальным героем дворянской сентиментальной драмы становится уже не обличитель произвола воевод и подьячих, а защитник «благо-рожденных», силой оружия подавляющий мятеж крестьянства. Воин и верные долгу дворяне побеждают «воровские шайки мятежников». Как «архангел с небес» явившийся полководец, то есть Петр Панин, «разбил, разогнал, переловил и усмирил всю эту проклятую сволочь,- рассказывает Трусицкий,- ну-таки словно как рукой снял, спасет его господь бог». Но добродетельного Воина ждет новое испытание - его невеста, попав в руки «злодеев» пугачевцев, «приглянулась атаману», который силой сделал ее своей любовницей.
Возвращенная в родительский дом Пульхерия считает себя недостойной быть женой Милого. Она хочет уйти в монастырь. Но Милой не только отважный воин - он благородный и добродетельный человек, и для него «возвратить честь, утраченную мучительским вынужденной, есть самой сладостнейший долг людей добродетельных». Он просит Пульхерию стать его женой. Благородный поступок Милого как бы знаменует собой окончательную нравственную победу дворянства: высокая добродетель, гуманность, моральная чистота героя-дворянина противопоставлены зверской жестокости и варварству бунтовщиков.