ОмГУ » Драматический театр » Хор
Хор
Обращение Хераскова к жанру драмы еще не означало его перехода на позиции передового буржуазного искусства.
При формальном сходстве пьес Хераскова и осужденных Сумароковым «слезных драм» между ними существовало резкое различие: драматические произведения Бомарше, Лессинга, Дидро, Сорена являлись проводниками передовых, антифеодальных идей; пьесы же Хераскова, хотя и затрагивали острые социальные проблемы, объективно в конце концов служили задаче укрепления существовавшего порядка.
«Слезные драмы» Хераскова имели значительный успех в театре. В них говорилось о несчастьях честных людей, униженных торжествующим злом, показывалась тяжелая жизнь городской бедноты, жестокие богачи и злые придворные. Но христианское смирение и добродетельность всегда приводили героев к заслуженному счастью, а их страдания оказывались случайными или вызванными злобой плохих людей.
Все социальные противоречия в «слезных драмах» Хераскова сводились к противоречиям между хорошими и дурными людьми. Политические проблемы лишались социальной остроты и переключались в область вопросов морали.
В противоположность сатирической комедии, стремившейся к правдивому изображению русских нравов и русского быта, «слезная драма» Хераскова была совершенно лишена национального и бытового колорита и в этом смысле приближалась к «классической» комедии.
Реалистические тенденции, свойственные сентиментализму, в драмах Хераскова проявляются чисто внешне, главным образом в ремарках, дающих указания относительно оформления сцены.
«Слезная драма» Хераскова «Друг несчастных» была напечатана в 1774 году и «часто играна на российских театрах» . От реальной русской действительности с ее грубыми и жестокими помещиками-крепостниками, чиновниками-взяточниками и крестьянскими бунтами пьеса уводила зрителей в иной мир. Это был мир добродетельных дворян, честных и гуманных чиновников и преданных им чувствительных простых людей.