ОмГУ » Драматический театр » Действующие лица комедий
Действующие лица комедий
Следуя принципам сентиментализма, Лукин придает своей пьесе «жалостный», драматический характер, в то же время вводя в _ нее и комические сцены. Необходимость создания таких пьес смешанного жанра Лукин обосновывает ссылкой на вкусы публики, одна часть которой любит пьесы «характерные, жалостные и благородными мыслями наполненные», а другая, и главная «веселые комедии».
Утверждая, что воспитательное значение пьесы зависит от того, насколько точно и конкретно обрисованы в ней национальные нравы и быт, Лукин стремился к преодолению абстрактности «классического» спектакля. Ремарки комедии не только сообщают, что действие пьесы происходит в Москве, в доме княгини, но и указывают расположение комнат и описывают обстановку: «Театр представляет большую крестовую комнату, в которой по сторонам четыре двери, на каждой стороне по двои; на правой одни означивают половину княгинину и Клеопатрину, а другие спальню и конторку Добросердова; на левой в одни входят из парадной все чужие люди, а в другие проходят с надворья одни домашние. В оном же покое стоят два стола, канапе, кресла и несколько стульев».
Художественные достоинства пьесы невелики. Навязчивая морализация лишает ее подлинного драматизма, ведет к схематичности и нарочитости в развитии действия, порождает напыщенную риторичность и неестественность языка главных действующих лиц. Кроме того, следует указать, что комедия Лукина, будучи наиболее самостоятельным из его драматических произведений, в то же время не свободна от подражания пьесе Детуша «Расточитель».
«Мот, любовью исправленный» в русской драматургии 60-х годов XVIII века имел положительное значение, представляя собой первую попытку создания русской драмы, отражающей нравы и быт современного русского общества.
Постановка пьесы в петербургском театре была воспринята придворно-аристократическими литературно-театральными кругами как покушение на твердыни классицизма. Попытка ввести в репертуар русскую «слезную комедию», созданную по образцу французской буржуазной драмы, вызвала резкие нападки. Накануне премьеры противники Лукина распространяли слухи о неизбежном провале пьесы.