ОмГУ » Драматический театр » Теоретиков буржуазной драмы второй половины XVIII века
Теоретиков буржуазной драмы второй половины XVIII века
Идеологи третьего сословия выступали против сословной" замкнутости придворно-аристократического театра: «Почему закрываете вы ваши театры для народа по какому праву вы лишаете его большую часть нации?.. Увеличьте эту жалкую залу, удвойте скамьи, отворите портики. Пусть массы войдут толпами и заполнят эти ложи...» - писал Мерсье.
В русской драматургии из-за слабости русского третьего сословия ведущая роль в освоении жанров сентиментальной драмы перешла к дворянским писателям, в творчестве которых идеи сентименталимза, по существу, являлись средством укрепления феодально-крепостнических порядков. Поэтому русская сентиментальная драма не поднималась до идейного и художественного уровня «мещанских драм» и «мещанских трагедий» Дидро, Бомарше и Лессинга. Характерно, что дворянские драматурги-сентименталисты отказывались даже от употребления термина «мещанская драма», предпочитая традиционно называть свои пьесы трагедиями и комедиями или же определяя их как «слезные драмы». Отсутствие четкого разграничения между видами сентиментальной драмы в России позволяло Сумарокову называть французскую «мещанскую драму» «слезной комедией» (см. предисловие к трагедии «Димитрий Самозванец»).
Реалистические и демократические тенденции, свойственные сентиментализму, впервые в России нашли свое проявление в деятельности драматурга и теоретика театра Владимира Игнатьевича Лукина (1737-1794). Появление в театре 60-х годов пьес Лукина означало, что гегемония русского дворянства в области драматургии начинает колебаться. Лукин был сыном придворного лакея. Литературную деятельность он совмещал со службой, которую, очевидно, начал проходить с самых низших ступеней чиновничьей иерархии. Литературные враги Лукина иронически называли его «копиистом». Однако, успешно продвигаясь на служебном поприще, Лукин закончил свою карьеру в высоком чине действительного статского советника и кавалером ордена Владимира 3-й степени.