ОмГУ » Драматический театр » Своеобразный любительский театр
Своеобразный любительский театр
Таким образом, на грани XVIII-XIX веков русская провинция имела широко разветвленную сеть театров, находившихся в: основном в губернских городах: Калуге, Туле, Харькове, Казани, Пензе, Симбирске, Саратове, Твери, Орле, Нижнем Новгороде, Воронеже, Тамбове, Иркутске и др.
По своему репертуару провинциальный театр мало чем отличался от столичной сцены. Наибольшим успехом у провинциальной публики, очевидно, пользовались русские сатирические комедии, комические оперы, а также «слезные драмы». К концу XVIII столетия в провинциальном театре имелись довольно многочисленные актерские кадры, которые становились одним из основных источников пополнения трупп столичных театров.
К началу XIX века большинство провинциальных театров, возникших при паместничествах и первоначально связанных с «благородными» любительскими труппами, превращается в городские профессиональные театры частноантрепренерского характера. В одном из таких театров, содержателями которого были братья Барсовы, в 1805 году начал свой сценический путь Щепкин.
Драматургия Лукина. «Мот, любовью исправленный». «Щепетилышк». Драматургия Хераскова. «Венецианская монахиня». «Безбожник». «Слезные драмы». «Друг несчастных». «Гонимые». Драмы Веревкина. «Так и должно». «Точь-в-точь». Реакционная сентиментальная драма.
В течение 60-90-х годов XVIII столетия в репертуаре русского театра происходили большие перемены. Театральные подмостки становятся ареной борьбы различных литературно-художественных направлений. Против классицизма, еще занимающего в театре прочные позиции, выступают деятели сентиментализма. В то же время зарождается реалистическое направление, которое достигает полного развития уже в театре XIX века.
Богаче и разнообразнее становится репертуар в яаировом отношении. Наряду с «классическими» трагедиями и комедиями на сцене появляются «слезные комедии» и «мещанские драмы». Большую популярность у зрителей завоевывает также русская комическая опера.