ОмГУ » Драматический театр » Крепостные актеры
Крепостные актеры
Помещики, продавая крепостных актеров и музыкантов, упоминали их в продажных документах наряду с пьесами и другими «принадлежностями». Так, вполне заурядной была продажа хора, «преизрядно обученного музыке» и состоящего из сорока четырех человек, с их семьями, «а всего-навсего с мелочью 98 человек из них 64 мужеская и 34 женская полу, в том числе старики, дети, музыкальные инструменты, пирсы и прочие принадлежности».
Крепостные актеры, даже если они обладали большим талантом и играли главные роли, подвергались унизительным и тяжелым наказаниям. В театре графа Каменского на стене висела огромная плеть, с которой граф во время антрактов ходил за кулисы и расправлялся с не угодившими ему актерами. Другой «любитель» театра, помещик Ь., «во время представления в халате и ночном колпаке величественно прогуливался между кулисами, подбадривая словами и жестами своих крепостных актеров» Однажды во время представления «Дидоны» помещику не понравилась игра актрисы, исполнявшей главную роль: «Он быстро вбежал на сцену и отвесил тяжелую оплеуху несчастной Дидоне». После представления исполнительница роли карфагенской царицы была подвергнута телесному наказанию. Такие же приемы «воспитания» крепостных актеров применялись и в театре Шаховского. По свидетельству Гацисского, провинившегося актера «ставили на более или менее продолжительное время - смотря по степени вины - посередине комнаты и подпирали его в шею тремя рогатками; для музыкантов существовал особый род исправления в виде стула с прикованной к нему железной цепью с ошейником». Музыкант, посаженный на цепь с ошейником на шее, должен был находиться в таком положении «иногда по целым дням». Кроме этих «специальных мер» широко применялись «для всех артистов палки и розги».
Трагической судьбе талантливых крепостных актеров посвящен ряд художественных произведений русских писателей. В повести «Сорока-воровка», написанной со слов Щепкина, А. И. Герцен рассказывает о гибели замечательной крепостной актрисы из театра графа Каменского. Мрачные картины прошлого из жизни актеров крепостного театра рисует Н. С. Лесков в «Тупейном художнике».