ОмГУ » Драматический театр » Развитие театра в провинции
Развитие театра в провинции
В течение последней трети XVIII века возникают и получают широкое распространение частные помещичьи театры, в которых в качестве актеров использовались крепостные. Время царствования императрицы Екатерины II называли «золотым веком» русского дворянства. И действительно, это было время экономического, политического и культурного расцвета дворянского класса. Освободившись от обязательной государственной службы и имея неограниченную власть над сотнями тысяч крепостных, помещики спешили удовлетворить свое стремление к роскоши, пышности, развлечениям. В столицах и в провинции в это время воздвигаются великолепные дворцы-усадьбы; дворяне-меценаты коллекционируют произведения искусства, заказывают картины и портреты крупнейшим художникам эпохи, окружают себя целыми штатами крепостных музыкантов, архитекторов, поэтов, живописцев. Пышные и многолюдные празднества, которые устраивались в помещичьих домах, поражали русских и иностранных гостей сказочным великолепием и богатством.
Все это не только отвечало вкусам и потребностям крепостнического дворянства, но и являлось своеобразной демонстрацией богатства, мощи и культуры господствующего сословия Российской империи.
В ряду искусств, призванных украшать дворянский быт, важное место принадлежало крепостному театру. Первые крепостные театры появляются в столицах, а затем получают широкое распространение и в провинции, чему немало способствовала политика правительства, стремившегося усилить значение местных дворянских властей и активизировать общественную и культурную жизнь дворянской провинции.
С другой стороны, появление крепостных театров было выражением социальной дифференциации русского театра. Все более и более усиливающиеся в развитии театра демократические тенденции заставляли дворянство создавать свои кастово обособленные театры, которые всецело удовлетворяли бы идейные и эстетические запросы правящего класса. Как Екатерина II, подписав указ о превращении петербургского Российского театра в публичный, поспешила создать придворный Эрмитажный театр, не доступный для демократической публики, так и дворянство по мере возможностей создавало свои чисто дворянские театры.