ОмГУ » Драматический театр » «От актеров Российского театра
«От актеров Российского театра
Невежественность провинциальных помещиков, не понимающих «классическую» трагедию, Сумароков высмеивает в комедии «Рогоносец по воображению».
Отрицательное отношение дворянской публики к трагедиям Сумарокова усиливалось враждебной ему политикой двора и московских властей, встречавших поддержку в кругах московской аристократии. Находившийся в опале при екатерининском дворе Сумароков подвергался преследованию со стороны московского главнокомандующего (губернатора) графа П. С. Салтыкова, стремившегося подорвать авторитет «северного Расина» как драматурга и театрального деятеля. Одним из наиболее драматических эпизодов этой борьбы было столкновение Сумарокова с графом Салтыковым из-за постановки трагедии «Синав и Трувор». Трагедия должна была идти в Москве в новой редакции, усиливающей тираноборческое звучание пьесы. Работа над спектаклем, в которой принимал участие сам автор, была далеко не закончена, актеры еще даже не знали своих ролей, когда Салтыков велел сыграть трагедию в театре. Желая добиться провала трагедии, Салтыков заявил, что «актерам роли оп сам раздавать будет и приказывать, что играть, и как им декламировать». Не помог и протест Сумарокова, утверждавшего, что московскому главнокомандующему подчинена «Москва, а не музы». Салтыков, «поделав грубостей тьму», угрожающе сказал Сумарокову: «Я на зло тебе твои драмы все играть велю...».
По распоряжению Салтыкова представление «Синава и Труво-ра» было назначено на 30 января 1770 года. На извещение Бельмонти о предстоящем представлении трагедии Сумароков ответил письмом, выражающим резкий протест против незаконных действий градоначальника. Тем не менее в назначенный срок представление трагедии состоялось. Актеры по требованию Салтыкова играли «пакостно». По словам Сумарокова, спектакль был сыгран «так скаредно, что описать не можно». Московская знать, собравшаяся на представление «Синава и Трувора» в «постановке» графа Салтыкова, имела возможность осмеять одну из лучших трагедий Сумарокова и тем самым свести счеты с прямым и резким в суждениях драма-тургом-«вольтерьянцем».