ОмГУ » Драматический театр » Музыка
Музыка
На основе народной песни возникает русская профессиональная музыка. Первые русские композиторы (Фомин, М. А. Матин-ский, В. А. Пашкевич и другие) охотно обращаются к жанру оперы, который дает им возможность общения с широкими кругами слушателей и зрителей. Комические оперы, в которых используются народные песни, приобретают большую популярность и начинают вытеснять оперы итальянских композиторов, господствовавшие на русской оперной сцене в первой половине века. Но народность русской музыки XVIII века была ограничена сильным воздействием идейных и эстетических запросов придворно-аристократических кругов, тяготевших к итальянским оперным образцам. На развитии музыки, в особенности песни-романса, сказывалось и влияние сентиментализма. Широкое распространение в дворянском быту получила инструментальная музыка, для исполнения которой многие помещики заводили свои крепостные оркестры. На балах и дворянских собраниях исполнялись торжественные полонезы И. А. Козловского. Наиболее известный его полонез, написанный на слова оды Державина «Гром победы раздевайся», проникнут пафосом и выражает чувство гордости победами русского оружия.
Значительное место в русской культуре 60-90-х годов. XVIII столетия принадлежало театру, в развитии которого в большой мере проявлялись черты национального своеобразия.
В течение последних десятилетий XVIII века развитие русского театра происходило с исключительной интенсивностью, позволившей ему в короткий исторический срок подняться до уровня театра передовых стран Западной Европы. Театральная жизнь России этого времени была многообразной. Ведущее место занимает городской общедоступный театр, в наибольшей мере отвечавший потребности широких кругов общества в национальном театре. Идейно-эстетическим запросам придворной и дворянской публики,, не удовлетворенной репертуаром городских театров, отвечают придворные и крепостные театры. Мысли и чаяния народных масс с наибольшей силой и непосредственностью выражают представления устной народной драмы.