ОмГУ » Драматический театр » Развитие русской живописи
Развитие русской живописи
Идеи и настроения сентиментализма находят воплощение в жанре «семейного портрета» вроде портрета сестер Гагариных или Лабзиной с ее воспитанницей. Первый из этих портретов, на котором изображены девушки, занимающиеся музыкой, проникнут сентиментальным любованием дружбой двух сестер; второй, изображающий женщину средних лет с нежно прильнувшим к ней ребенком, также призван растрогать зрителя атмосферой любви и дружбы между воспитательницей и воспитанницей.
Изменяется характер парадных императорских портретов. Идея «просвещенного абсолютизма» воплощена в известном портрете Екатерины II кисти Левицкого. Художник отказался от изображения царицы с традиционными атрибутами самодержавной власти и показал Екатерину как жрицу богини правосудия, охраняющую счастье народа. Портрет был написан Левицким в начале 80-х годов. Иную трактовку образ императрицы - главы дворянского государства получает в портрете Екатерины, написанном художником Боровиковским в середине 90-х годов. Портрет, лишенный внешней парадности и эффектности, изображает Екатерину II прогуливающейся" по парку пожилой, скромно одетой женщиной со строгим, но приветливым выражением лица. В образе императрицы, изображенной как частное лицо, явно ощущается воздействие идей сентиментализма с его интересом к частной жизни, к внутреннему миру человека. Своеобразное дворянское преломление идей сентиментализма создало этот образ царицы-помещицы, прогуливающейся по своим владениям.
Большой интерес для истории театра имеют портреты театральных деятелей - Волкова, Шуйского и Сумарокова. Портрет Волкова, написанный в 1763 году художником А. П. Лосенко, не свободен от некоторой декоративности и условности, свойственных парадным портретам XVIII века. Волков изображен как трагический актер «классического» театра - в картинной позе, задрапированный ярким плащом, спадающим эффектными складками, с атрибутами трагического актера (маска, кинжал, корона) в руках.