ОмГУ » Драматический театр » Воспевая разрушение Казанского царства
Воспевая разрушение Казанского царства
Глубокий трагизм, гордый вызов силе, гнетущей человека, мужественная скорбь звучат в «мелодраме» Е. И. Фомина «Орфей», написанной на текст «классика» Княжнина. Па основе древнего мифа композитор и писатель создали произведение, раскрывающее трагизм человеческой судьбы в мире, где правит жестокая и неумолимая сила. По словам советского исследователя музыкального театра: «В музыке воплощены скорбь, печаль, протест против воли богов, дерзостный вызов судьбе, противопоставление человеческого «я» неумолимому велению рока. Хотя мелодрама сюжетно и тематически не связана с русской действительностью, но мир переживаний, воплощенный композитором с гениальной силой и правдивостью, типичен для мыслей и чувств современников. Не обинуясь, можно сказать, что для России скорбный и мятежный образ Орфея столь же характерен, как образ гётевского Вертера для Германии той поры» Ч О герое мелодрамы тот же автор пишет: «Этот Орфей, имеет мало общего с героем античного мира, но зато он близок и понятен современникам Радищева».
Формирование просветительского реализма и расцвет сатирической журналистики
В течение последних десятилетий века реалистические тенденции, свойственные литературе и более раннего периода, начинают складываться в просветительский реализм. Рождение нового художественного метода, еще тесно связанного в эти годы с традициями классицизма и сентиментализма, с наибольшей отчетливостью проявляется в творчестве Фонвизина и Радищева.
Шестидесятые и начало семидесятых годов XVIII века были временем бурного расцвета сатирической журналистики. В 1769 году начал выходить журнал «Всякая всячина». Как и все сатирические журналы этого времени, «Всякая всячина» была анонимной, но фактическим издателем ее и автором была Екатерина II. Очевидно/ императрица, выступая анонимно в качестве, хотела возглавить общественную мысль и противопоставить оппозиционным; и обличительным идеям ее утверждение охранительных, самодержавных и крепостнических начал. Екатерина рассчитывала, что другие журналы, начавшие свою деятельность после появления «Всякой всячины», пойдут по ее пути. И даже когда выяснилось, что это ей не удалось, она упорно именовала себя «бабкой» и «прабабкой» современной журналистики.