ОмГУ » Драматический театр » Сентиментализм
Сентиментализм
Писатели-сентименталисты в большинстве своем не раскрывали антинародной сущности феодального строя, ограничиваясь осуждением испорченных нравов феодальной аристократии и восхвалением чистоты и естественности нравов добродетельного «третьего сословия». По словам Плеханова, «в буржуазной драме французский «человек среднего состояния» противопоставил свои домашние добродетели глубокой испорченности аристократии» . Ограниченность буржуазного сентиментализма выражалась, по определению Плеханова, в том, что сентиментализм говорил об устранении аристократических пороков, тогда как историей уже был поставлен вопрос об устранении самой аристократии.
Русский сентиментализм, обращавшийся к опыту ранее оформившегося западноевропейского сентиментализма, в то же время имел свои отличительные особенности. Русская буржуазия ввиду своей слабости и зависимости от абсолютизма не могла выступить идейным вождем антифеодального народного движения. Поэтому и русский буржуазный сентиментализм не мог вырасти в сильное и ведущее направление в развитии русской литературы и театра. Произведения писателей, представляющих буржуазный сентиментализм в России (Лукин, отчасти - Плавильщиков), отличаются политической умеренностью и ограниченностью реалистических тенденций.
Своеобразное преломление получили идеи сентиментализма в русской дворянской общественной мысли и литературе. Разложение феодального строя порождало у некоторых дворянских писателей стремление уйти от правдивого изображения действительности с ее непримиримыми противоречиями в идеализированный мир, населенный чувствительными дворянами и не менее чувствительными крестьянами.
Дворянские писатели-сентименталисты заменяли острую критику крепостничества и обличение дворянских нравов призывом к моральному самоусовершенствованию, абстрактным осуждением пороков и прославлением добродетели, в равной степени доступной и помещикам и крепостным крестьянам.