ОмГУ » Драматический театр » Проблематика пьесы
Проблематика пьесы
Для исполнения роли Марса был нужен актер-трибун, актер-оратор, увлекающий слушателей страстной и выразительной речью. Едва ли можно предположить, что Волков в этой роли давал образ бога войны. Драматургический материал роли, состоящей почти целиком из рассказа о победе русской армии над прусскими войсками, предопределяет характер образа, который мог создать Волков, - образ героя-патриота, участника сражения, взволнованно рассказывающего о нем своим согражданам.
Особенности стихотворного текста - его интонационная выразительность, близость к живой разговорной речи, достигаемые путем замены традиционного для трагедии шестистопного ямба вольным стихом, - требовали от исполнителя роли иной манеры чтения, чем традиционно-напевная декламация плавно текущего александрийского стиха. Роль Марса, вероятно, была написана Сумароковым в расчете на исполнение ее Волковым, возможно, с учетом присущей ему манеры декламации.
Знакомство с ролями Волкова дает основание считать, что его творчество было тесно связано с прогрессивной для того времени идейной проблематикой классицизма. «Великий актер», как называл Волкова просветитель Новиков, создавал на русской сцене образы, в которых были выражены мысли и чувства передовых людей тогдашней России.
Во второй половине XVIII века Россия вступила в новый исторический период. Значительно увеличилась внешняя и внутренняя торговля, росла промышленность. Зачатки капитализма начинали оформляться в капиталистический уклад. Экономическое развитие способствовало усилению Русского государства. В результате русско-турецких войн страна получила необходимый ей широкий выход к южным морским путям. Присоединение Крыма покончило с опасностью, угрожавшей государству со стороны крымского ханства, этого враждебного России турецкого форпоста. На западных границах были частично воссоединены в Русском государстве исконные славянские украинские и белорусские земли. Победой России закончилась русско-шведская война 1788-1790 годов.