ОмГУ » Драматический театр » Знакомство двора с ярославскими актерами
Знакомство двора с ярославскими актерами
В придворном «Журнале дежурных генерал-адъютантов» засвидетельствовано исполнение «ярославцами» трех трагедий. Вероятно, это были «Хорев», «Гамлет» и «Синав и Трувор», о представлении которых ярославскими актерами для двора говорит Новиков.
Исполнение ярославскими актерами трагедий сразу после их приезда из Ярославля означает, что эти трагедии были в их репертуаре еще до вызова Волкова с его театром в Петербург.
Во время начавшегося вскоре после приезда «ярославцев» в Петербург великого поста представления в театрах прекратились, но ярославскими актерами на закрытом спектакле при дворе была исполнена религиозная драма школьного репертуара «Комедия о покаянии грешного человека» Димитрия Ростовского. Камер-фурь-ерский журнал сообщает: «18-го числа марта, пополудня в обыкновенное время, в присутствии ее императорского величества и некоторых знатных персон, а не публично, отправлялась Ярославцами русская комедия «О покаянии грешного человека».
Шаховской дал описание спектакля, составленное со слов участвовавшего в нем Дмитревского: «Три действующие лица занимают сцену, представляющую пустынный вид. Грешник, в одежде, завешенной черными нашивками с надписями его грехов, представляется, во все время действия, между ангелом-хранителем и врагом рода человеческого. Им содействуют хоры небесных сил и демонов одежда, обличающая дела грешника, поражает его ужасом, ввергает в смертное отчаяние, и богохульный ропот уже на устах его. Ад, радуясь своей добыче, готов увлечь его в мрачную бездну, как вдруг сладкозвучное пение ангельского лика, напоминающее прощение разбойника, укрощает обуревание плоти. Страдалец, повергаясь на землю, возносит молитвой покаяния бессмертный дух к источнику благости. По мере раскаяния и молитвы надписи грехов спадают и, наконец, белая одежда вполне проясняется. Ангелы оглашают небеса победною песнию. Грешник изнемогает телом, и передает господу очищенную покаянием душу. Светлые облака опускаются на умирающего и возносятся от бездыханного тела, при торжественном пении небесных сил и отчаянном завывании подземных духов».