ОмГУ » Драматический театр » Черты абстрактности и театральной условности
Черты абстрактности и театральной условности
Викул и Хавронья, занятые только своими домашними делами и хозяйством, мелкопоместные «домоустроители», нисколько не похожи на тех разумных, просвещенных и сознающих свой долг перед обществом людей, какими хотел видеть Сумароков российских дворян. Викул и Хавронья бережливы и хозяйственны, они «белую денежку на черный день берегут», живут мыслями о своих домашних делах и говорят «только о севе, о жнитве, о умолоте, о курах, о утках, о гусях, о баранах». Тем не менее хозяйство их крепостных разорено: крестьяне «почти все по миру ходят». Причина этого бедственного положения крестьян заключается в невежественности, в эгоистической ограниченности интересов помещиков, стоящих в умственном и моральном отношении нисколько не выше своих крепостных.
Викул и Хавронья не злодеи; у них есть положительные человеческие черты: они добродушны, доверчивы, гостеприимны, трогательна их любовь и привязанность друг к другу. Но в то же время они обличаются в комедии как люди, не имеющие права быть дворянами, - они невежественны и темны, им чужды понятия о дворянской чести и долге, их крестьяне разорены и нищенствуют.
В сатире «О благородстве» Сумароков писал, обращаясь к дворянам: «...должно ли людьми скотине обладать?»
Крепостными «людьми» Викул и Хавронья обладать не должны, утверждала комедия. «Рогоносец по воображению» явился отдаленным предшественником лучшей комедии, обличающей дворянское «злонравие»,- «Недоросля» Фонвизина.
Черты абстрактности и театральной условности, свойственные предыдущим комедиям Сумарокова, в обрисовке Викула и Хавроньи преодолены - их нельзя представить вне изображенного в комедии быта (например, сцены заказа Хавроньей обеда по случаю приезда важного гостя и др.).
«Рогоносец по воображению» завершает эволюцию Сумарокова-комедиографа. От подражательной комедии положений к оригинальной комедии нравов - таков путь, пройденный Сумароковым.