ОмГУ » Драматический театр » Реалистические черты
Реалистические черты
Розмарин. Не дворяня, не дворяня! Будто дворянское-то имя и перьевое на свете достоинство! Будто это великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.
Бурда. Да ты посмотри различие и осанки нашей...
Розмарин. Индейской петух и вас осанистее, да ведь не говорить же о нем: его высокопревосходительство.
Разумеется, Сумароков вовсе не хотел представить в образе Розмарина бунтаря, обличителя крепостничества. Он лишь выражал свои взгляды на дворян, недостойных быть дворянами. Но критическое отношение Сумарокова к нравам своего класса порождалось антикрепостнической борьбой народа, и объективно образ смелого и дерзкого крепостного являлся отражением нарастающих антидворянских настроений. Этим определялся успех комедии в театре.
Роль Розмарина была первой ролью великого русского актера Щепкина.
Лучшая комедия этого периода творчества Сумарокова «Рогоносец по воображению» дает верное и яркое изображение нравов и быта провинциального дворянства.
Усиление реалистических черт в комедиях Сумарокова начала 70-х годов в известной мере обусловлено развитием с конца 60-х годов русской сатирической журналистики и русской комедии. Так, например, в комедии Сумарокова «Рогоносец по воображению» явно обнаруживается плодотворное влияние «Бригадира» Фонвизина, написанного в конце 60-х годов.
В «Рогоносце по воображению» Сумароков рисует нравы мелкопоместного дворянства, то есть дворянской массы. Название пьесы, вероятно, навеяно мольеровской комедией «Мнимый рогоносец». Однако по содержанию пьеса Сумарокова совершенно оригинальна. В дом мелкопоместного провинциального дворянина Викула приезжает богатый и знатный граф, влюбленный в бедную дворянку Флоризу, живущую в семье Викула. Викул думает, что граф влюблен в его жену, и опасается, что добродетель его престарелой Хавроньи не выдержит этого испытания. Сватовство графа к Флоризе разъясняет все недоразумения и приводит несложный сюжет комедии к благополучному концу.