ОмГУ » Драматический театр » Связь с реальной русской действительностью
Связь с реальной русской действительностью
Последние комедии Сумарокова написаны в 1772 году в напряженной политической атмосфере приближающейся крестьянской войны против помещиков. Усиление антикрепостнической борьбы крестьянства заставляет Сумарокова остро ставить вопрос о помещиках, которые не могут управлять своими крепостными, разоряют их своим «домостроительством», обрекая на нищету. Обличение малокультурных или вздорных помещиков и их злоупотреблений крепостным правом становится основной темой комедий 70-х годов.
В комедии «Вздорщица» показана спесивая и невежественная помещица Бурда, которая, полностью подчинив себе мужа, держит в руках весь дом.
Сюжет построен по традиционному образцу: Бурда препятствует браку своей дочери Розалии с молодым человеком, влюбленным в нее. Параллельно с этой сюжетной линией развивается другая: Бурда не разрешает жениться слуге Розмарину на служанке Финетте. Устройство обеих свадеб берет на себя ловкий и умный Розмарин. Зная суеверие и невежество своей барыни, он переодевается ворожеей и предсказывает ей: «Погибнешь, окаянная, аще не угомонитися и дщери препятствовати будеши». Возлюбленная Розмарина, узнавшая его в обличье ворожеи, делает вид, что раздумала выходить за него замуж. По совету ворожеи Бурда решает поженить Розмарина и Финетту помимо их воли. Обо всем этом Бурда дает подписку. В финале комедии Бурда узнает о проделке Розмарина и в бессильной злобе желает влюбленным, чтобы они «ссорился и бранилися и денно и нощно и грызлися бы как собаки».
Реалистические черты содержит в себе образ Бурды, написанный, очевидно, на основании жизненных наблюдений. Вздорная барыня, руководствующаяся в важных жизненных вопросах советами ворожеи-гадалки, была типична для дворянской Москвы, изображенной в комедии. Позднее в комической опере Крылова «Кофейница» будет показана госпожа Новомодова, имеющая очень много общего со «вздорщицей» Бурдой.