ОмГУ » Драматический театр » Комедии 60-х годов
Комедии 60-х годов
В 60-е годы от комедии положений и карикатурных масок: Сумароков переходит к комедии характеров, в которой значительно усиливается связь с русской действительностью. Эволюцию Сумарокова-комедиографа нельзя объяснить простым: воздействием на него западноевропейской комедии характеров (Детуша и других), как это делали некоторые историки литературы. В комедиях Сумарокова обличаются явления, типичные для жизни именно русского дворянства 60-х годов.
Начало развития капиталистических отношений и разложение феодально-крепостнического порядка порождали новые черты дворянских нравов, и основной темой комедий Сумарокова в этот период становится обличение дворян, охваченных алчностью, жаждой накопления денег.
Главные персонажи комедий «Лихоимец», «Опекун» и «Приданое обманом» Кащей, Чужехват и Салидар - дворяне, в погоне за деньгами забывшие о дворянской чести и долге, превратившиеся в торговцев и ростовщиков. Безмерная жадность толкает этих людей на обман, жестокость и преступление. По мысли Сумарокова, власть денег растлевает дворянское мировоззрение и превращает дворян из представителей сословия лучших людей государства в стяжателей и злодеев, опасных для благополучия общества.
В образах Салидара, Чужехвата и Кащея есть много общего с образами скупцов мировой комедии от Плавта до Мольера, но тема и образы сумароковских комедий родились не из литературно-театральных заимствований, а из русской действительности. Отвлеченный образ «скупого» наделялся Сумароковым чертами ненавистного ему социального типа русского помещика - стяжателя, «домоуст-роителя», о котором он писал: «Такой изверг природы, невежа и во естественной истории и во всех науках, тварь безграмотная, не почитающий ни божества, ни человечества, каявшийся по привычке и по той же привычке возвращавшийся на свои злодеяния, заставляющий поститься крестьян своих ради наполнения сундуков своих, разрушающий блаженство вверенных ему людей, стократно вреднее разбойника отечеству» .