ОмГУ » Драматический театр » Первые комедии Сумарокова
Первые комедии Сумарокова
Хвастливый Брамарбас рассказывает о пушечном ядре, ударившем его в лоб, и о пробитой его кулаком городской стене, а затем трусливо убегает от забияки Эраста, «держа шпагу за спиной и отмахиваясь». Ловкий слуга Кимар зло подсмеивается над глупцами. Комедия идет к концу. Появляется подьячий со свадебным контрактом. Тресотиниус торжествует, но в контракте, оказывается, вписано имя возлюбленного Кларисы - Доранта... Растерявшийся Орант дает Кларисе согласие на брак с Дорантом. Взбешенный Тресотиниус покидает сцену, заявляя, что все же «одноножное твердо треножного правильнее».
Все в этой комедии условно-театрально. Действие происходит в неопределенной стране, обитатели которой носят иностранные имена, но их родной язык - русский. Среди театральных персонажей, точно пришедших со сцены итальянского или французского театра, вдруг появляется русский подьячий и начинает брать взятки; педант, носящий имя Ксаксоксимениуса, «его же не всяк язык изрыщи может», говорит по-славянски.
Грубоватый юмор комедии, изображение, с одной стороны, недалекого барина, офицера-«самохвала», взяточника-подьячего и, с другой стороны, умных солдат и слуги, подсмеивающихся над господами, - все это сближало комедию с народным игрищем или интермедией.
Тредиаковский в отзыве о комедии писал:
«...Авторов Тресотиниус есть выше поруганием Облаков Аристофановых; сие значит, что в авторе нашем больше было злости и остервенения к ругательству, нежели в Аристофане». Обвинив комедию в «скоморошестве», Тредиаковский заявляет: «...вся сия комедиишка достойна площадного минутного света, а потом вечные тьмы»
Пристрастный, но умный критик правильно отметил черты комедии Сумарокова, делающие ее непохожей на «высокую» комедию западного классицизма, а именно - связь с традициями народного фарса («скоморошество» и «ругательство», заставившие Тредиаковского вспомнить также об Аристофане, осужденном теоретиком французского классицизма Буало).
Вкомедии «Чудовищи» Сумароков обращается к более значительной в социальном отношении проблематике.