ОмГУ » Драматический театр » Эстетика классицизма
Эстетика классицизма
Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе; Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос, Который родился, как мнит он, для амуру, Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру; Представь латынщика. на диспуте его, Который не соврет без арго ничего; Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку; Представь картежника, который, снявши крест, Кричит из-за" руки, с фигурой сидя: «реет»
Главная задача комедий - осмеяние дворян, нарушающих своими поступками нормы поведения представителей высшего сословия, призванного управлять страной. Благородство Сумароков видит не в древности рода, не в богатстве или высоком чине, а в исполнении дворянином долга перед обществом и государством.
В комедиях Сумарокова выражены те же мысли, которые мы находим в его сатире «О благородстве». Обращаясь к «благородному сословию», Сумароков высказывает смелые и безусловно передовые для его времени мысли:
На то ль дворяне мы, чтоб люди работали, А мы бы их труды по знатности глотали?..
Настоящий дворянин должен о пользе общества, в трудах искати славы;- А если у тебя безмозгла голова, Пойди и землю рой или руби дрова: От низких более людей не отличайся, А предков титлами уже не величайся.
В своих комедиях Сумароков дает сатирическое изображение грубых, жадных, вздорных дворян, осмеивает дворянскую галломанию, обличает хищничество и взяточничество подьячих-чиновников.
В комедиях Сумарокова проявилось свойственное классицизму подражание «образцам». Идеальным комедиографом для Сумарокова был Мольер, имя которого он называет в «Эпистоле о стихотворстве» вслед за именами Расина и Вольтера. Подражание комедиям Мольера выражалось в прямом заимствовании отдельных образов, сюжетных мотивов и даже имен персонажей.