ОмГУ » Драматический театр » Создание русской литературной комедии
Создание русской литературной комедии
Установка на верность изображения нравов и типов вела к тому, что в комедийном представлении подлинные черты реальной жизни проявлялись в гораздо большей мере, чем в трагедийном спектакле.
Действие комедии происходило в обычном доме, ее персонажи были одеты в обычные современные костюмы. Актеры, свободные от норм и канонов трагедийного спектакля, играли в другой манере - более естественной и простой. Вместо напевной декламации александрийских стихов на сцене звучала живая разговорная речь. Этому немало способствовало то, что русская комедия времен расцвета классицизма писалась преимущественно прозой. Жесты и позы актеров комедии также сильно отличались от изысканной пластики и статуарности актеров классической трагедии. И вообще все было проще, живее и доступнее для широких кругов зрителя.
Величественно-медлительный ритм трагедии здесь уступал место стремительному развитию действия. Можно предположить, что в искусстве комедийного актера времен классицизма сохранялись многие черты демократического театра первой половины XVIII века.
Сильной стороной русской «классической» комедии было то, что она обращалась к современной действительности и своими специфическими средствами изображала ее. Актеры зачастую использовали прием подражания каким-либо «подлинникам», то есть наделяли персонаж чертами конкретного человека.
В теории сатиры этот прием получил название «сатиры на лицо». В комедии все было подчинено одной задаче: «...издевкой править нрав».
Определяя задачи и содержание комедии, Сумароков подчеркивает значение «разума» - идеи, а также предназначенность комедии для «знающих людей», а не для простонародья:
Для знающих людей ты игрищ не пиши; Смешите, без разума дар подлыя души... Свойство комедии - издевкой править нрав: Смешить и пользовать - прямой ее устав .
Далее Сумароков перечисляет основные темы «классической» комедии, которая должна обличать бессердечных взяточников-чиновников, невежественных судей, пустых дворянских франтов-петиметров, псевдоученых «латынщиков», спесивых вельмож, скупых дворян и пр.: