ОмГУ » Драматический театр » Русские войска
Русские войска
Попытка сочетать новое идейное содержание с традиционными формами «классической» трагедии породила недостатки «Тамиры и Селима» как сценического произведения. Это прежде всего отсутствие драматического действия: поступки героев трагедии не составляют ее главных событий, мысль о зависимости судьбы человека от судьбы народа выражена не столько драматургическими, сколько повествовательными средствами.
Несмотря на эти недостатки, пьеса Ломоносова является интереснейшим памятником русской драматургии XVIII века и смелой попыткой создать своеобразную русскую трагедию, противоположную типу «придворной трагедии» Сумарокова.
Трагедия «Тамира и Селим» была поставлена при дворе, но в репертуаре не удержалась,- видимо, потому, что не отвечала идейным и эстетическим запросам придворного зрителя.
Одновременно с зарождением русской трагедии появились и первые образцы русской литературной комедии. Согласно жанровой иерархии теории классицизма комедия не принадлежала к числу «высоких» жанров. В комедии не допускалось изображение героев высокого общественного положения: царей, князей, придворных, полководцев и т. д. Эти герои могли появляться на сцене в виде идеальных носителей разума и добродетели, в виде трагических героев, раздираемых борьбой противоположных чувств, наконец, в виде страшных злодеев и тиранов, но в смешном виде «владетели» государства представлены быть не могли. Комедия же должна была осмеивать и исправлять нравы рядовых представителей дворянства и обличать дурные нравы чиновничества, становящегося все более значительной социальной силой.
Эстетика классицизма допускала в комедии жизненно верное, неидеализированное изображение отрицательных сторон общественных нравов помещичье-чиновничьей среды. С точки зрения деятелей классицизма это была та «низкая» действительность, которую нужно было поднять до высоты идеала средствами просвещения и воспитания.