ОмГУ » Драматический театр » Обращение Сумарокова к Шекспиру
Обращение Сумарокова к Шекспиру
«Димитрий Самозванец» дольше других трагедий Сумарокова держался в репертуаре русского театра. Белинский, сам знавший в юности трагедию наизусть, в 1846 году вспоминал, что «Димитрий Самозванец» давался на наших губернских театрах и привлекал в них многочисленную публику еще в двадцатых годах настоящего столетия».
Появление трагедий Сумарокова было большим достижением молодого русского классицизма. По словам Белинского, «Сумароков своими трагедиями дал возможность для учреждения в России театра на прочном основании...».
Русская «классическая» сумароковская трагедия, созданная по канонам Буало и Расина, в то же время имела черты национального своеобразия, главным образом обусловленные ее связью с театром демократических слоев городского населения и пьесами-инсценировками из его репертуара. В «российских комедиях» об Индрике и Меленде, о графе Фарсоне, о царе перском Кире и других уже намечались темы, сюжетные мотивы и образы сумароковских трагедий. Можно провести целый ряд параллелей. И там и здесь мы находим осуждение царей-тиранов (король, отец Индрика, Кир, Кий, Клавдий, Димитрий Самозванец) и злых царедворцев (сенаторы в комедиях об Индрике и Меленде и о графе Фарсоне, Сталь-верх). Характерное для драматургии демократического театра тяготение к благополучным финалам, выражающее мысль о неизбежности победы добра над злом, находит свое продолжение в развязках большей части сумароковских трагедий (из девяти трагедий только две кончаются печально).
К чертам национального своеобразия русской «классической» трагедии нужно отнести тяготение к сюжетам из отечественной истории и меньшее, по сравнению с западным классицизмом, обращение к античным образам и сюжетам. Особенно ярко своеобразие русской «классической» трагедии проявляется в связях ее поэтического языка с языком «российских комедий» из репертуара демократического театра первой половины XVIII века. Эта связь особенно очевидна при сравнении монологов сумэроковской трагедии с плачами героев «российских комедий», в свою очередь близких к народному поэтическому творчеству.