ОмГУ » Драматический театр » Общественное значение трагедий Сумарокова
Общественное значение трагедий Сумарокова
Выразительности языка трагедий Сумарокова несомненно способствовало применение им ломоносовской теории о музыке звучащего слова, способной усилить его эмоционально-смысловую сторону. Ломоносов утверждал, что «частое повторение писмени «а» способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха» а буква «р», имеющая «произношение звонкое и стремительное...», способна «к лут-чему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, . страшных и великолепных». Эта мысль воплощена в самой фактуре и звучании стиха заключительного монолога Синава: многочисленные аллитерации на звуки «а», «р», ассонансы и звуковые повторы, сама «звонкость и стремительность» стихов точно соответствуют и внутреннему состоянию и «сильным, великим, громким, страшным и великолепным» действиям неистового трагического героя:
Разлей свои валы, о Волхов, на брега,
Где Трувор поражен от брата и врага.
И шумным стоном вод вещай вину Синава,
Которой навсегда его затмилась слава!
Чертоги, где лила свою Ильмена кровь,
Падите на меня, отмстите злу любовь!
Карай мя небо, я погибель в дар приемлю,
Рази, губи, греми, бросай огонь на землю!
Патриотическая тема трагедий Сумарокова
Общественное значение трагедий Сумарокова не исчерпывается тираноборческой темой. В идейной проблематике творчества Сумарокова большое значение имеет тема патриотизма. Писатель утверждает, что «любовь к отечеству есть перьва добродетель». Без любви к своему отечеству не только нельзя стать героем, но «не можно быть никак и честным человеком». В трагедийной драматургии Сумарокова, которая, по его словам, «к добродетели направит наши страсти», настойчиво звучит тема долга перед отечеством, выражается чувство любви к родине и гордость успехами Русского государства.