ОмГУ » Драматический театр » Целостное произведение
Целостное произведение
И снова в трагедии перед молодыми героями возникает проблема «долг или чувство?». Хорев решает ее как гражданин и человек: долг перед отечеством и государством выше личных интересов и страстей, но в то же время он дает Оснельде обещание щадить жизнь ее отца и, добившись победы, быть милосердным к побежденным.
Однако благородное, разумное и человечное поведение героев, успешно преодолевающих все препятствия, которые одно за другим возникают перед ними, не определяют собой развязки трагедии. В то время когда Хорев уже повел киевское войско против Завлоха, у Стальверх рассказывает Кию о гонце, которого Хорев и Оснельда отправляли к Завлоху. Кий видит в этом явное доказательство измены. Охваченный страхом, злобой и жаждой мщения, он велит предать Оснельду смерти, посылая ей кубок с ядом. С поля боя появляется Хорев. Он выполнил свой долг перед отечеством и князем. Враг разбит. Завлох взят в плен. Побежденный не только силой меча, но и великодушием и человечностью победителя, он дает согласие на брак Оснельды и Хорева. И нет причин для вражды, нет угрозы жестокой войны. Но исход трагедии определен произволом Кия. Узнав о гибели Оснельды, Хорев закалывается. Трагедия завершается словами Кия:
...О день! Минуты грозны! Я каюсь, но уже раскаяния поздно!
«Хорев» - целостное произведение, полностью отвечающее идейным и эстетическим нормам просветительского классицизма. Однако анализ трагедии позволяет увидеть в ней органическое сочетание трех литературно-театральных традиций. Бросается в глаза отмеченное выше сходство основной сюжетной ситуации с «Си-v дом». И вся проблема борьбы долга и страсти решена в «Хореве» в духе трагедии Корнеля. Веяние просветительского классицизма определяет основной конфликт, который находится вне морально-психологических переживаний главных персонажей и ведет к трагической развязке: конфликт между естественными правами человека и деспотизмом.