ОмГУ » Драматический театр » Мышление классицизма
Мышление классицизма
Значение слова как непосредственного выражения мысли и чувства определяло многие особенности драматургии «классической» трагедии и характер ее сценического воплощения: ослабленность внешнего действия, минимум событий, совершающихся на глазах у зрителя, и преобладание монологов, диалогов и рассказов «вестников» - специальных персонажей, сообщавших о тех моментах действия, которые были вынесены за сцену. К числу таких же персонажей принадлежали «наперсники» - поверенные основных персонажей. Они были нужны для того, чтобы дать героям возможность излагать свои мысли и чувства и мотивировать поступки.
Главным компонентом трагедийного спектакля являлась актерская декламация. Внешне спектакль был мало действенным. Отсутствовала в нем и пышная зрелищная театральность. Актеры, обязательно обладавшие представительной внешностью и благородными манерами, выходили на сцену, занимали предназначенные им места и в несколько приподнятой, пафосной манере, подчеркивая музыкальную структуру стиха, начинали декламировать свои роли, сопровождая это выразительными условными жестами. В позах и жестах актерам рекомендовалось подражать образцам античной скульптуры. Манера игры актера в трагедии была условной. От него требовалась известная эмоциональность. Желательным было, чтобы актер в жизни имел склонность к тем чувствам, изображение которых требовалось от него на сцене соответственно его амплуа. Однако для выражения страстей и переживаний актер должен был пользоваться детально разработанной системой условных жестов, определенными существующими правилами. Актер не мог пользоваться бытовыми интонациями и жестами. Его движения подчинялись законам ритма и пластики. Позы и мизансцены строились так, чтобы публика всегда хорошо видела лица актеров, а текст полностью доносился до ее слуха, хотя бы ценой прямого обращения в .зрительный зал.