ОмГУ » Драматический театр » Пьеса «Александр и Людвик»
Пьеса «Александр и Людвик»
Есть все основания считать, что драматические произведения, входившие в репертуар городских театров, затрагивая важные социальные темы современности, выражали мысли и настроения широких демократических слоев населения. Эти произведения пронизаны оптимистическим, жизнеутверждающим мировоззрением. Граф Фарсон, Индрик и Меленда - благородные, смелые и чистые духом люди, близкие к образам сказочных героев; они борются за свое счастье, за правду, против жестокости и коварства.
Сенаторы-царедворцы выступают в этих драмах носителями зла, которое они совершают, прикрываясь именем царя. В «комедии» о царе Кире дается образ жестокого «кровежаждущего» царя-тирана, который ведет несправедливую войну против миролюбивого народа и погибает от руки героини, защищающей свой народ и мстящей за убийство сына.
Как тематика фарсов и комических интермедий уже предсказывает тематику русской сатирической комедии второй половины XVIII века, так и в этих драмах уже зарождаются темы «злонравия» двора, царя-тирана, которые будут развиты в «классической» трагедии Сумарокова.
Пьесы репертуара городских театров были удобны для постановки на любительской сцене, не располагающей сложными декорациями и приспособлениями. Оформление спектаклей сводилось главным образом к простейшим предметам обстановки (это видно из ремарок: «Надлежит кралевне сидеть на своем уготовенном месте», «Надлежит уготовить стол»).
В «Комедии о Индрике и Меленде» в «королевских» сценах должен был стоять трон, в эпизоде мнимой смерти Меленды на сцену приносили гроб. Сцена, вероятно, оформлялась задним занавесом, служившим и декоративным фоном и кулисами (ремарка в «Комедии о графе Фарсоне»: «Надлежит отвесть за шпалеры...»).
В то же время эти пьесы заключали в себе возможности для создания эффектных в зрелищном отношении сцен, не требовавших сложных сценических приспособлений, но предполагавших наличие своеобразной и тщательной режиссерской работы.