ОмГУ » Драматический театр » Полное представление о русской серьезной «комедии»
Полное представление о русской серьезной «комедии»
Но неожиданно возвращается Индрик. Сенатор советует королю усыпить Меленду «зельем», а Индрику сказать, что его невеста умерла. Индрик видит Меленду в гробу и, оплакав ее, заявляет о своем решении «монашеский чин восприяти». Он покидает королевский двор. Меленда, очнувшись от сна, тайно бежит из дворца, чтобы «монашество обрести» и «до гроба носить печальные ризы». «В дальних государствах», сопровождая в путешествии жену римского цесаря, Меленда попадает в часовню, где живет печальный монах. По просьбе «цесаревы» монах рассказывает свою историю. Меленда, узнав в монахе Индрика, падает без чувств. Индрик, видя свою возлюбленную живой, от потрясения также теряет сознание. Найдя друг друга, молодые люди порывают с монашеством. Индрик сражается против шведского короля, убийцы отца Меленды. Отец Индрика умирает. Вернувшийся на родину Индрик предает казни «волка-хищника» сенатора.
Несмотря на наивную и несовершенную в художественном отношении форму, эта пьеса несла значительное идейное содержание.
В ней развивалась тема права человека на «земное» счастье и реабилитировались те чувства, которые церковь объявляла «греховными» и «низкими». Герои в борьбе за свое «земное» счастье не останавливаются перед нарушением монашеского обета. Вся пьеса проникнута духом борьбы с «угрюмым аскетизмом» церковно-религиозного мировоззрения. В то же время коварство царедворца-сенатора и низость поступков короля, предающегося своим страстям и становящегося тираном, вносят в пьесу социальный мотив, находящий позднее свое развитие в тираноборческой теме русской «классической» трагедии.
Создатель «Комедии о Индрике и Меленде» был, очевидно, хорошо знаком с школьным театром, но, использовав его отдельные приемы, автор тем не менее не становится на путь подражания школьной драме с ее религиозно-моралистической тематикой и приемами аллегории и символики. В большей мере сказывается на пьесе влияние устного народного творчества, в частности народной драмы.