ОмГУ » Драматический театр » Народная слава
Народная слава
В одном из журналов XVIII века рассказывается о приказном, занимавшемся после службы «переписыванием разных историй, которые продаются на рынке, как-то, например: «Бову Королевича», «Петра Златые Ключи», «Еруслана Лазаревича», о «Франце Венециянине», о «Герионе», о «Евдоне и Берфе». Сам переписчик эти «истории» пазывал «драматическими сочинениями», вероятно потому, что многие из них были инсценированы. Некоторые «истории» были переписаны им более сорока раз.
Авторами этих «российских комедий» - пьес-инсценировок, «историй» - были, очевидно, сами «охочие комедианты». Создавая свои пьесы, они пользовались теми сценическими и драматургическими формами, которые были им знакомы по представлениям народных игрищ и школьного театра. Произведения разночинских драматургов-любителей были наивны по содержанию и часто несовершенны по форме, но исторический подход к оценке этой драматургии позволяет определить ее значительную роль в развитии русской театральной культуры.
К этим пьесам, представлявшим собой инсценировки популярных в демократической среде повестей, применимы высказывания Ф. Энгельса о значении немецких народных книг: «Герцог Генрих Лев», «Герцог Эрнст», «Тристан», «Эйленшпигель», «Соломон и Мо-рольф» и др.
Энгельс писал: «Народная книга призвана развлечь крестьянина, когда он, утомленный, возвращается вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад; она призвана обратить мастерскую ремесленника и жалкий чердак измученного ученика в мир поэзии, в золотой дворец, а его Дюжую красотку представить в виде прекрасной принцессы; но она также призвана наряду с библией, прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству».
Народная книга, по словам Энгельса, должна отвечать своему времени, «иначе она перестает быть народной».