ОмГУ » Драматический театр » Развитие театра «охочих комедиантов»
Развитие театра «охочих комедиантов»
В Москве в 40-е годы XVIII века имелись труппы «комедиантов», которых нанимали исполнять заказанные им комедии.
Театры такого рода существовали не только в Москве и Петербурге. Так, известно, что будущий создатель русского национального театра Волков «с самых юных лет, - как пишет его биограф Новиков, - начал упражняться в театральных представлениях с некоторыми приказными служителями» . Известно, что и позднее, но еще до организации Волковым его театра в Ярославле давались публичные представления комедии в доме купца Г. Серова. В Пензе в 1738 году устраивались театральные представления одной из лучших пьес репертуара городского демократического театра - «Комедия о графе Фарсоне».
По словам одного из первых историков русского театра, Малиновского, в 1735 году «Артиллерийской школы солдатские дети завели в С.-Петербурге театр и привлекли к себе немалое число охотников. Стечение их на сии грубые позорища вещало о необходимости национального театра».
Дошедшие до нас сведения о театрах, появлявшихся в течение 30-40-х годов в демократических слоях городского населения, весьма скудны. Однако есть все основания предполагать, что подобные театры «охочих комедиантов» существовали и в других городах обширного русского государства.
Репертуар этих театров состоял из интермедий и драм, представлявших собой инсценировки повестей и «гисторий», широко распространенных в городской разночинской и отчасти крестьянской среде. Представители дворянского классицизма отрицательно относились к повестям, часто называемым ими романами хотя и сами испытали их воздействие на свое творчество. Сумароков выступал против растущей популярности романов, которые, по его словам, «служат к утешению неученым людям, для того что другие книги им непонятны» К Но популярность этой литературы, несмотря на враждебное отношение к ней дворянских писателей, возрастала. «Истории» не только выходили дешевыми изданиями, но и распространялись в рукописном виде.