ОмГУ » Драматический театр » Придворный театр Репертуар. Публика
Придворный театр Репертуар. Публика
Наиболее типичным жанром придворного театра было парадное и помпезное оперно-балетное представление на мифологический или исторический сюжет, изображавшее подвиги богов, царей, вельмож или любовные похождения идиллических пастухов и пастушек. В оперно-балетных спектаклях нередко были прологи, в которых прославлялись добродетели царствовавшего монарха. Часто, как и в живописи, применялся прием аллегорического изображения и восхваления царствующих особ под видом того или иного мифологического или исторического героя. Так, итальянец Дж. Бонекки, выступавший в качестве придворного либреттиста, писал по поводу сочиненного им текста оперы «Евдоксия венчанная»: «Признаюсь, что под именем Евдоксии скрывается мое почтение. Стихи мои нечто величайшее представляют. Когда я бессмертную ее славу, геройские и трон украшающие добродетели прославляю, то в устах Ев-доксию, а в сердце Елисавету имею» .
Характер и назначение придворного оперного театра хорошо показаны в «Историческом описании театрального действия, которое называется опера» академика Штелина: «Она (опера. - Б. А.) кроме богов и храбрых героев никому на театре быть не позволяет. Все в ней есть знатно и удивительно. В ее содержании ничто находиться не может, как токмо высокие и несравненные действия, божественные в человеке свойства, благополучное состояние мира, и златые веки собственно в ней показываются Для представления первых времен мира и непорочного блаженства человеческого рода выводятся в ней иногда пастухи и в удовольствии находящиеся пастушки...».
«Возвышенность» содержания опер, помпезность представлений, в которых участвовали сотни актеров и применялись все «чудеса» декорационно-постановочного искусства, - все это делало оперный спектакль именно тем театральным жанром, который в наибольшей степени соответствовал торжественной пышности императорского двора.
Спектакли придворного театра являлись неотъемлемой частью дворцового церемониала, входили в его быт. О значении оперного спектакля как средства украшения придворного быта свидетельствуют камер-фурьерские журналы, из которых видно, что по торжественным дням оперы исполнялись во время «вечернего кушанья», подававшегося «высочайшим особам» в их ложи.