ОмГУ » Драматический театр » Государство и общество
Государство и общество
Поп, подьячий и монах, рассказав о своей жизни, начинают между собой ссору, которая переходит в драку. За сценой раздаются звуки народного танца, и «се троя» начинают отплясывать «бычка». Представление интермедии завершается появлением Гаера (одно из имен постоянного героя интермедий начала XVIII века):
Эдака компаниа, любо посмотреть,
Как зачну я всех троих вас дубиной греть...
С этими словами Гаер «бьет и гонит всех».
Замечателен живой, разговорный, выразительный язык интермедии, придающий большую жизненную убедительность ее образам. В языке действующих лиц заметна некоторая индивидуализация.
К интермедии о попе, подьячем и старце примыкает интермедия «О старце» - «самая курйозная, зрителям забавная, весьма преславная...», изображающая монашеские нравы.
Интермедии о попах и разгульных старцах-монахах очень близки к народным фарсам. Сравним, например, казачий народный фарс о казаке и монахе. На сцену выходит монах, на спине у него огромный мешок, в котором, по его словам, находится пропитание Для «монастырской братии убогой». Выходящий навстречу монаху казак «ширяет шилом в мешок», откуда с криком одна за другой выскакивают и убегают «вдова Фекла», «разгульная девка Матрешка», «беспутная Грушка». Монах кричит: «Что же ты, казак наделал чем же я теперь монастырскую братию буду потчевать? Ой-ой, горе мне, - теперь и в монастырь не заявляйся!» Подобрав рясу, он убегает. Казак хохочет ему вслед: «Ха-ха-ха, ну и чудеса! До чего же смиренные монахи в наших краях живут!». Интермедия первой половины XVIII века оказала сильное влияние на русскую литературную комедию. Сатирическое изображение жадных помещиков, чиновников-взяточников, сочувственное отношение к людям из народа - все это находит свое дальнейшее развитие в сатирической комедии Сумарокова, Княжнина, Фонвизина.