ОмГУ » Драматический театр » Устройство вертепного театра
Устройство вертепного театра
Публика извещалась о представлениях звуками рогов; кроме того, в окне дома, где происходило игрище, выставлялся фонарь. Спектакли были общедоступными, но платными: за вход зрители платили от одной до четырех копеек.
Театры такого же типа существовали и в Москве. По словам историка русского театра Малиновского, в начале XVIII века московские приказные служители и студенты Славяно-греко-латинской академии на святках и во время масленицы устраивали в сараях публичные представления.
Репертуар этих театров в петровское время, очевидно, носил преимущественно комедийный характер и составлялся в основном из шутовских комедий и интермедий. Среди пьес, которые игрались в этих театрах, были комедии о Соломоне и Гаере.
Театры демократических слоев городского населения представляли собой как бы промежуточное звено между народными игрищами и профессиональным театром. Расцвет демократических театров относится к более позднему времени - примерно к 30-50-м годам XVIII столетия. Разночинские любительские труппы «охочих комедиантов», в деятельности которых выражалось стремление демократических слоев русского общества создать свой театр, сыграли большую роль в развитии русского национального театра.
Интермедиями в русском театре конца XVII и начала XVIII века, как уже говорилось выше, назывались небольшие по размеру комедии из современной жизни. Наименование интермедий этот вид драматических произведений получил в школьном театре. Однако интермедия родилась вовсе не здесь - ее содержание и художественные особенности свидетельствуют о тесной связи с народными игрищами.
В школьном театре интермедии занимали скромное место «междудействий» и «междувброшенных игрищ». Они должны были усилить интерес зрителей к школьному спектаклю, в котором главным была серьезная нравоучительная драма.