ОмГУ » Драматический театр » Оформление спектакля
Оформление спектакля
Спектакль сопровождался музыкой и плясками. Мрачное настроение отдельных эпизодов усиливалось грустными народными песнями вроде «Черный ворон, что ты вьешься». В батальных сценах исполнялись песни соответствующего характера, например: «Ай донцы, молодцы». Включались в спектакль и веселые плясовые: «Вышли девки на лужок», «Ах, Настасья...» и др..
Ярко выраженные в драме элементы политической сатиры, драматизм сюжета, яркость и сила комизма, доступность и гибкость формы, позволявшей создавать различные варианты сценического текста, определили исключительную популярность драмы, которая, возникнув в петровское время, дожила в памяти народа и в народном любительском театре до Великой Октябрьской социалистической революции.
В XVIII веке в России распространяется новый тип театра - вертепный кукольный театр, развивавшийся под сильным влиянием народных комических представлений. На территории Русского государства вертепный театр возник на Украине, откуда затем перешел в собственно Россию. Вначале вертеп был тесно связан с школьным театром и церковной тематикой «рождественской» школьной драмы. Обычно спектакль начинался со сцены поклонения волхвов новорожденному Христу. Царь Ирод, желая погубить Христа, велит убить всех младенцев. К жестокому царю является Смерть в виде скелета и поражает его косой. Черти утаскивают царя в ад. Все представление носило название «Вертеп» (на древнеславянском языке «вертеп» - пещера). Но содержание спектакля не ограничивалось инсценировкой евангельской легенды.
Влияние народного театра на вертеп сказалось в том, что в представления включались комические сцены из народного быта, насыщенные сатирой и юмором и являющиеся разновидностью народной драмы.
В украинском вертепе комические сцены составляли вторую часть представления, наиболее интересующую народного зрителя. Главную роль в ней играл казак-запорожец, который одним своим появлением пугал хвастливого польского пана, ловил за хвост черта, заставлял его плясать и совершал множество других подвигов.