ОмГУ » Драматический театр » Драматический конфликт
Драматический конфликт
Оформление спектакля отличалось крайней простотой. Пьеса могла быть сыграна в любой избе, одна часть которой превращалась в сценическую площадку, а другая - в зрительный зал. Декорации отсутствовали. На место действия указывал только царский трон. Большое значение в спектакле имели атрибуты действующих лиц, по которым зритель мог определять положение и занятие героя: Царь надевал корону, брал в руки скипетр и державу, палач выходил с мечом, гробокопатель - с лопатой, священник - в рогоже, изображавшей рясу, со старым лаптем на веревке вместо кадила, и т- Д- На протяжении всего спектакля действующие лица не расставались со своими атрибутами. Только выходя сражаться, царь Максимилиан снимал корону и клал ее на трон, но, победив царя Мамая, сейчас же надевал ее вновь.
В некоторых эпизодах сцена превращалась в симультанную сценическую площадку. Так, на сцене одновременно изображались два царства - Максимилиана и Мамая. Цари помещались на разных сторонах сцены. Каждый из них сидел на троне с короной на голове и прочими «царскими принадлежностями».
Скупость оформления сцены требовала в тексте драмы пояснений относительно места действия. Царь Максимилиан, выходя на сцену и показывая рукой на трон (который часто представлял собой простой стул, украшенный золотой бумагой), говорил:
Воззрите на сие предивное сооружение,
Воззрите на сие великолепное украшение.
Для кого сия Грановитая палата воздвигнута
И для кого сей царственный трон
На превышнем месте сооружен?
Не иначе, что для меня, царя вашего...
Помогал зрителю разобраться в сложном содержании спектакля и не путать многочисленных действующих лиц такой прием, как традиционное повеление царя скороходу: «Пойди и приведи непокорного сына Адольфа», «Пойди и приведи Анику-воина», или «...Маркушку-гробокопателя», или «...палача Брамбеуса» и т. д. Скороход неизменно отвечал: «Пойду и приведу...» - далее шло имя вызываемого персонажа.