ОмГУ » Драматический театр » Государственный публичный театр
Государственный публичный театр
Публичный государственный театр должен был стать одним из средств идеологической борьбы в защиту петровских преобразований и, обращаясь к широким кругам городского населения, способствовать укреплению авторитета создаваемой Петром дворянской империи. Как видно из требований, предъявляемых Петром, едва ли не самой главной задачей театра он считал воспитание патриотических мыслей и чувств в обществе. Театр должен был прославлять Российское государство и Петра, воспевать победы русского оружия, в то же время являясь разумным и культурным видом общественного развлечения.
Организация театра происходила в напряженной политической обстановке - вскоре после стрелецких мятежей, угрожавших власти Петра и судьбе задуманных им преобразований, во время тяжелой Северной войны, от исхода которой зависело положение России как великой нации. Открытие театра совпало с временем больших побед, одержанных русской армией над войсками Карла XII.
Играть в московском театре была приглашена труппа немецких актеров, возглавляемая антрепренером И.-Х. Кунстом. Труппа Кунста привезла свой репертуар и играла его на немецком языке. Но еще до открытия театра Кунсту были отданы в обучение десять человек «русских ребят», «к тому делу удобных», которых Кунст должен был «всяким комедиям учить с добрым радением, со всяким откровением» что должно было дать возможность исполнять спектакли и на русском языке. После смерти Кунста, в 1703 году, его место занял О. Фюрст.
«Комедиальная храмина» вмещала несколько сот зрителей. На некоторых спектаклях присутствовало до четырехсот человек. Цены на билеты были 10, 6, 5 и 3 копейки. Спектакли давались два раза в неделю: по понедельникам и четвергам. Для удобства зрителей и увеличения сборов театра был издан указ, избавлявший посетителей театра от уплаты пошлин, которые взимались у «городовых ворот» с лиц, ходивших по городу в ночное время.
Однако, несмотря на это и другие подобного рода мероприятия, направленные на привлечение в театр «смотрящих всякого чина людей», публика ходила в театр неохотно. Из отчетов о денежных сборах видно, что на отдельных спектаклях присутствовало только по двадцать пять человек.