ОмГУ » Драматический театр » Народное творчество
Народное творчество
Характерным явлением в живописи петровского времени было создание ряда портретов участников антиклерикального и антибоярского «всешутейшего собора». Интересным образцом батальной живописи этого времени является картина «Куликовская битва». Развивая современно звучавшую героико-патриотическую тему и находя для нее новые живописные приемы, художник наряду с этим пользуется и устаревшими, архаическими средствами. Так, фигуры Дмитрия Донского и других военачальников выделены не при помощи их индивидуальных характеристик, а посредством надписей, извещающих зрителя, кого именно изображает та или иная фигура.
Пафос утверждения мощного Русского государства находит также свое выражение в архитектуре петровского времени, и прежде всего в архитектурных памятниках и принципах планировки Петербурга, определивших величественный и монументальный облик новой столицы государства.
Знакомясь с общим состоянием русской национальной культуры петровского времени, нельзя обойти вопрос о развитии русского национального языка. В течение первых десятилетий XVIII, века в связи с развитием производительных сил страны, техники, науки, в связи с реорганизацией государственного строя, военного дела, в связи с общим развитием русской культуры словарный состав языка значительно пополнился. В пего вошли новые слова - или обозначающие неизвестные ранее понятия и явления, или подчеркивающие новые качества ранее существовавших явлений. Так, язык обогатился словами, связанными с реформами государственного строя: ранг, министр, президент, губернатор, канцелярия, комиссия, полиция, генерал и др. С развитием пауки и техники связано появление таких слов, как: идея, система, материя, кран, винт, калибр и т. д. В ряде случаев замена старых наименований новыми должна была подчеркнуть качественные изменения, внесенные петровскими преобразованиями в ту или иную область жизни Русского государства (например, император вместо царь, армия вместо войско).