ОмГУ » Драматический театр » Повести и «гнстории»
Повести и «гнстории»
Прокопович - яркая и типичная для петровского времени фигура. Ученый монах и враг церковного мракобесия, Феофан Прокопович являлся одним из наиболее опасных противников для реакционного духовенства и боярства, против происков которых он выступал как публицист, Драматург, поэт. Литературно-художественная, публицистическая и театрально-драматургическая деятельность Феофана Прокоповича характеризует его как патриота, страстного и убежденного защитника петровских преобразований, за которые он боролся в течение всей своей деятельности.
Речи Феофана Прокоповича, его драма «Владимир», лирические стихотворения служили образцами ораторского искусства, драматургии и лирики петровского времени.
Мысли и настроения народа, трудом и мужеством которого укреплялось Русское государство, получали свое выражение главным образом в устной народной литературе. Многочисленные памятники устного народного творчества отразили патриотизм и отвагу народа, сражавшегося против врагов Русского государства (песни о взятии Азова, о «Шведском походе», о «Полтавской баталье» и др.). В народных песнях выражена и оценка Петра как защитника родины, как храброго полководца, знающего и любящего своих солдат.
Сочувственное отношение народа встречает борьба Петра против «князей со боярами». Подчеркивая и преувеличивая присущие Петру I черты своеобразной демократичности, идеализируя его, народ создавал образ грозного для врагов, но простого и милостивого царя, противопоставляя его главным своим притеснителям - «князьям-боярам» и другим «людям придворным». В одной из песен петровского времени рассказывается о том, как, защищая солдат, Петр по их жалобе выдает им обидчика-князя. Народ уважал в Петре человека огромной работоспособности и большого трудолюбия. Эти черты «вечного работника», позднее воспетые Пушкиным, нашли свое отражение в сказках о Петре I («Вот царь был, так царь, даром хлеба не ел, пуще батрака работал»,- говорится о Петре I в одной из сказок Олонецкого края).