ОмГУ » Драматический театр » Расширение связей России с Западом
Расширение связей России с Западом
Описания постановок пьес Симеона Полоцкого в театре его времени нет, но из содержания прологов, включавших в себя обращения к царю и публике, видно, что пьесы писались автором не для чтения, а для представления в театре. Об этом же свидетельствуют ремарки в конце «частей» (то есть действий): «И пойдут все за завесу. Певцы поют и будет intermedium; «И пойдут за завесу. Ту пение и лики (то есть танцы.- Б. А.), по сем intermedium. Паки пение». О постановке в конце XVII века «комедии» о блудном сыне свидетельствует и документ, сообщающий, что в 1681 году часовник Дмитрий Моисеев «часы большие, что с действы блудного сына» 1 (то есть чинил часы, употреблявшиеся при представлении действа о блудном сыне).
О том, что «Блудный сын» ставился в театре, говорит и заглавие первого издания текста комедии в 1685 году: «История или действо евангельской притчи о блудном сыне бываемое». По верному замечанию историка театра Морозова, выражение «бываемое» указывает на пьесу уже известную и часто представляющуюся.
Пьесы Симеона Полоцкого положили начало русскому школьному театру, дальнейшее развитие которого относится к XVIII веку.
Конец XVII и начало XVIII века были временем больших перемен в жизни России. Петровские реформы, направленные на преодоление отсталости Русского государства, были подготовлены всем ходом предшествующего развития страны. Жизненные интересы государства требовали возвращения земель, ранее принадлежавших ему и захваченных соседними странами во время ослабления России татарским игом и феодальной раздробленностью. Особенно важно было для обороны и экономического развития России вернуть ее северные земли и выход к морю. К. Маркс в своей работе «Секретная дипломатия XVIII века» писал: «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого»