ОмГУ » Драматический театр » Театральные здания
Театральные здания
Трагическое понималось как ужасное. Актер, изображая трагические страсти, пугал публику неистовыми криками и жестами. Игра комических актеров отличалась той же резкостью и грубостью и нередко уснащалась циничными и непристойными шутками.
Вероятность именно такой манеры игры актеров подкрепляется анализом драматургического материала, особенности которого в значительной мере определяли характер актерского исполнения. Но в то же время, очевидно, актеры не всегда точно следовали тексту пьес, «прибавляя» и «убавляя» текст по своему усмотрению. В прологе к «Баязету и Тамерлану» имеется обращение, в котором актеры просят «милосердия»: «...чтобы нас в той комедии про Темир-Аксака не осудили, если мы в чем прибавим или убавим...»
Можно полагать, что на первых русских придворных актеров оказала влияние и система школьного театра, хорошо знакомая последнему руководителю театра - Чижинскому.
Театр при дворе царя Алексея Михайловича имел два театральных помещения. Оба они уже своим местоположением были связаны с дворцом. «Комедийная хоромина» находилась в Преображенском - летней резиденции царя; «комедийная палата» - в самом Кремле, в дворцовой палате «над аптекой».
Особенности театральных зданий и оформления спектаклей определялись характером театра как театра придворного, на сцене которого должны были даваться пышные эффектно-постановочные спектакли, предназначенные для узкого круга избранной придворной публики.
О размерах театрального помещения, об устройстве театра можно судить по данным, относящимся к «комедийной хоромине» в Преображенском. Театр был невелик - общей площадью в 90 кв. саженей.
Зрительный зал был обит красным и зеленым сукном. Зрители размещались на деревянных скамьях, расположенных амфитеатром, и на сцене. Царское место, обитое красным сукном, находилось впереди других. Для царицы и царевен были устроены особые места - «клети», то есть нечто вроде лож, отгороженных со стороны зрительного зала решеткой, что позволяло царице и царевнам видеть представления «комедии», не нарушая в то же время установленных обычаев и правил придворного этикета.