ОмГУ » Драматический театр » Актеры
Актеры
С первых дней существования русского государственного театра установилось положение, остававшееся неизменным на всем протяжении истории русского дореволюционного театра: царское правительство пренебрежительно относилось к русским актерам, к их материально-бытовому положению - и в то же время тратило большие средства на содержание иностранных придворных актеров.
Иноземцы, принимавшие участие в представлениях придворного театра, получали большие награды деньгами, дорогими мехами, а также повышения в чинах. О материальном же положении первых русских актеров красноречиво говорит подлинный документ - поданная царю челобитная «его царского величества комедиантами». Русский актер «Васка Мешалкин с товарищи» писал царю: «...по твоему великому государю указу отослали нас, холопий твоих, в немецкую слободу для изучения комедийного дела к магистру Ягану Готфрету, а твоего великого государя жалованья, корму нам, холопам твои, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, по вся дни ходя к нему магистру и у него, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью. Милостивый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, все великия и малые и белые России самодержец! Помилуй нас, холопей твоих: вели, государь, нам жалованье на пропитанье поденный корм учинить, чтоб нам, холопям твоим, будучи у того комедийного дела, голодной смертью не умереть...».
Точная характеристика актерского искусства театра при дворе царя Алексея Михайловича не может быть дана из-за отсутствия необходимого материала. Грегори, Гивнер и Рингубер, выступавшие в качестве учителей и режиссеров, могли обучать своих учеников той манере актерского исполнения, которая была принята в немецком театре XVII века. Это была манера игры, основанной на принципе «представления»: актер должен был подчеркнуто театрально, аффектированно изображать внешние признаки страстей и чувств, будто бы переживаемых им в той или иной роли.