ОмГУ » Драматический театр » События семейной жизни
События семейной жизни
В этих условиях даже события семейной жизни царя приобретали государственное значение. Вот здесь-то и находится ключ к пониманию политической злободневности «Артаксерксова действа».
По убедительному предположению Забелина, сюжет этой пьесы заключал в себе для придворных много намеков на положение при Дворе: в Есфири видели изображепие второй жены царя Натальи
Нарышкиной, в Мардохее - ее воспитателя Артамопа Матвеева К Развивая мысль Забелина, можно сказать, что в постановке «Есфири» содержались намеки на деятельность незнатного, но способного и энергичного боярина Матвеева, который много сделал для укрепления абсолютизма и выступал против боярской аристократии. Нет сомнений, что именно Матвеев, инициатор устройства и фактический руководитель придворного театра, выдвинул мысль об использовании библейской книги «Эсфирь» для первой пьесы русского театра. И эта «комедия» была не просто переложением на язык театра широко популярной в те времена трогательной и драматической истории Эсфири. Она явилась документом большого политического смысла, своего рода драмой-предупреждением, обращенной к тем придворным, которые вели борьбу против Мардохея - Матвеева и молодой царицы Есфири - Натальи Нарышкиной. Современность пьесы, ее злободневное звучание подчеркивались и прямым обращением к царю Алексею Михайловичу в предисловии-прологе и таким же обращением к Москве в сцене всеобщего ликования, к которому призывает Артаксеркс по случаю реабилитации верного Мардохея и казни клеветника Амана. Не смущаясь нарушением исторической правды, все находящиеся во дворце библейского царя кричали:
Подобного рода прямые обращения исторических и легендарных персонажей к столице Русского государства или самому царю неоднократно встречаются в пьесах; обычно они содержались в прологах и эпилогах. Они не только выражали панегирические тенденции, свойственные придворному театру, но в значительной мере выполняли и другую функцию: они должны были как бы сформулировать идейно-политический смысл пьесы и спектакля и помочь зрителю понять параллели, ассоциации и намеки на современность.