ОмГУ » Драматический театр » Театр «английских комедиантов»
Театр «английских комедиантов»
Но впоследствии театры «английских комедиантов», отрываясь от национальной и социальной почвы, взрастившей их, вырождались и подчинялись требованиям отсталой части немецкого бюргерства и дворов немецких князей. Значительно изменялся национальный состав исполнителей, большую часть которых составляли уже немецкие актеры, однако сохранявшие прежнее название - «английские комедианты». Основной чертой этого театра, определявшей все его особенности, было стремление поразить зрителя, оглушить его зрелищем, в котором натуралистически изображенные казни, пытки и убийства чередовались со сценами грубого фарсового комизма и мишурным блеском бутафорского «великолепия» в изображении придворной жизни. Соответствовала этому и манера актерской игры, при которой исполнение трагических ролей отличалось ложным пафосом, неистовым криком и жестикуляцией, а искусство комического актера носило примитивно фарсовый характер. Неизменным участником представлений был шутовской персонаж, изображавший собой хитрого или бестолкового, часто трусливого и всегда прожорливого простолюдина. Обычно этот персонаж носил имя Ганса Вурста или Пикельгеринга.
В первой половине XVII века труппы «английских комедиантов» играли и при дворах немецких князей. Пьесы из репертуара «английских комедиантов» были изданы в сборнике «Английские комедии и трагедии», который был хорошо известен в театральном мире Германии XVII века.
Однако было бы неверно говорить только о безыдейности этого театра, о его установках на чисто внешнюю эффектность и развлекателыюсть, о нарушении им законов вкуса и художественной меры. При всех недостатках «английские комедианты» все же несли черты ренессансного искусства: интерес к человеку, к сильным страстям и цельным характерам, раскрывающимся в чрезвычайных обстоятельствах. Их герои были свободны от пут церковной аскетической морали, а судьбы их определялись поведением самих людей, их взаимоотношениями и конфликтами с другими персонажами, а не вмешательством религиозно-мистических сил. В постоянном участии «комических персон» - Ганса Вурста, Пикельгеринга, а позднее Арлекина - сказывалось влияние народного театра, делавшее представления особенно интересными и понятными для широких кругов демократического зрителя.