ОмГУ » Драматический театр » Создание государственного театра
Создание государственного театра
Кроме того, сам термин «потеха» говорит о специфическом и ограниченном назначении «палаты». Царскому же двору нужен был театр общеевропейского типа, способный сочетать развлекательную, «потешную» функцию с задачами идейно-политического характера.
Создание театра при дворе. Театр «английских комедиантов». Репертуар придворного театра. Актеры. Театральные здания. Оформление спектакля.
Во второй половине XVII века в истории русской культуры произошло знаменательное событие: в 1672 году в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича, был создан невиданный ранее на Руси вид театра. Это был театр того типа, который сложился на Западе в эпоху Возрождения и появление которого знаменовало новую стадию в истории мирового театра, определив собой характер общеевропейского театра как театра светского и профессионального.
Исторически такой театр мог появиться в России только как государственный придворный театр - укрепление монархии и ее деятельность в качестве централизующей и цивилизующей силы делали закономерным создание театра, призванного утверждать идеологию русского абсолютизма.
Рождению придворного театра именно в это время способствовал ряд конкретных исторических обстоятельств.
В 1671 году грандиозная крестьянская война под предводительством Разина закончилась победой царских войск. В 60-х годах царь одержал верх в конфликте с церковью, в лице патриарха Никона, утверждавшего, что «священство царства преболее есть». Правда, сам патриарх не был сторонником мрачного и безрадостного аскетизма, но при его враждебном отношении к западному «латынству» и всем «фряжским» обычаям едва ли было бы возможно создание при дворе светского театра европейского типа. А между тем неуклонное сближение Московского государства с Западом усиливало интерес двора и верхушки боярства к иноземной культуре. Русские послы подробно описывали в своих донесениях театральные представления придворных театров Франции, Италии и Польши.