ОмГУ » Драматический театр » Преследование скоморохов церковью
Преследование скоморохов церковью
Скоморошество было высшей формой русского народного театра, существование которого в течение ряда веков и явилось почвой, на которой возник русский национальный театр.
В XIII веке русские земли подверглись нападению монголо-татарских орд. Героическая борьба русского народа против завоевателей остановила движение монголо-татар на запад. По словам Пушкина, «образующееся просвещение» Западной Европы было спасено Россией: «варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока» . Пользуясь феодальной раздробленностью страны, монголо-татары подчинили ее своему игу, около двухсот лет тяготевшему над русским народом. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб развитию русской культуры. Завоеватели разоряли и жгли города, грабили и уничтожали памятники архитектуры и письменности, произведения искусства.
Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного Русского государства положило конец монголо-татарскому игу. Экономическое слияние княжеств и земель в единую феодальную монархию привело в XVII веке к созданию феодально-абсолютистского государства. По словам В. И. Ленина, примерно с XVII века начался «новый период русской истории».
Образование абсолютистской монархии было явлением исторически прогрессивным. К. Маркс, определяя значение европейских «великих монархий», писал, что в «больших государствах Европы абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества». В экономическом и культурном отношении Русское государство отставало от наиболее развитых стран Западной Европы. Чтобы преодолеть последствия монголо-татарского ига и разорения, вызванного польско-шведской интервенцией в начале XVII века, необходимо было развивать экономику и культуру страны.