ОмГУ » Драматический театр » Театральное искусство
Театральное искусство
На использовании приема «небылиц», утверждавших, что все возможно, народ создавал особый мир, веселый и праздничный, свободный от косной силы повседневной жизни, будто бы застывшей в вечных и недвижных формах. В этом мире крестьянин «переигрывает» царя и сам занимает его место, холопы судят воеводу-боярина, а герой кукольной народной комедии дерзко нарушает все законы, не боится никого, даже черта и самой смерти.
Репертуар скоморохов был обширен и разнообразен, как и народное творчество, четкую грань между которым и скоморошеским искусством установить невозможно.
Мало изучено скоморошество как вид народного театра. Одной из главных причин этого является скудость материалов, относящихся к мастерству скоморохов. В литературе о скоморохах вплоть до наших дней существует мнение, что поскольку источники не говорят об исполнении скоморохами пьес или сцен, то в скоморохах следует видеть лишь певцов и музыкантов .
Такая точка зрения крайне обедняет наше представление о скоморохах и лишает возможности видеть в них профессиональных актеров и создателей хотя бы простейших форм театрального искусства. Восприятие скоморохов только как певцов и музыкантов является пережитком литературного подхода к истории театра. Действительно, сведений о скоморошеских представлениях сложных форм народной драмы не имеется. Да кстати говоря, такие драмы и не очень подходили к условиям «работы» бродячей «ватаги», всегда находившейся на марше и с ходу разворачивавшей свои летучие игрища. Но простейшие виды представлений народного театра в этих игрищах были достаточно разнообразны. И самой уязвимой стороной концепции, утверждающей, что скоморохи были «только» музыкантами, певцами и плясунами, является, конечно, игнорирование огромных возможностей актерского исполнения и чисто театральной подачи фольклорных жанров, формально не относимых исследователями к числу драматических: шуточных «разговоров» - диалогов, «скоморошин»-«небывальщин», сатирических сказок, не говоря уже о том, что свойственная народу манера исполнения песен и плясок требовала скомороха-актера.